ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ВЫВЕСКИ

Историки утверждают, что долгое время вывески в Петербурге практически не использовались. Вся торговля была сосредоточена на рынках и гостиных дворах, поэтому люди и так знали, что и где можно купить. Но через некоторое время власти всё же вынудили рассредоточить торговлю, и в городе постепенно появились магазины, на которые устанавливали вывески.

Народная безграмотность долгое время тормозила процесс развития наружной рекламы в России. Большая часть населения попросту не умела читать, поэтому вместо надписей были только графические изображения. Часовые магазины вместо вывески размещали большие карманные часы из дерева или жести, а на циферблате значилась фамилия владельца. Эмблемой магазинов, продающих очки, было гигантское пенсне со стеклами в железной оправе. Над шляпными магазинами висели котелки или жестяные цилиндры. А булочники размещали над входом в лавку сноп пшеницы или крендель, вырезанный из дерева.
Чаще всего вывески выполнялись из дерева и жести. На эти материалы русские мастера масляными красками наносили надписи и рисунки. Вороненое железо, которое использовалось под основу вывесок, обрабатывалось льняным маслом. Подобные технологии обеспечивали длительный срок службы вывесок во влажном климате Петербурга.
К середине XIX века наружная реклама переходит на качественно новый уровень. Художники начали создавать графически безупречные шрифтовые композиции. И если в XVIII веке подсветка вывесок осуществлялась с помощью масляных светильников, то в XIX уже использовали керосиновые лампы. На улицы Петербурга электричество пришло в 80-х годах XIX века. По утверждениям историков, первая световая вывеска из электрических лампочек появилась на Невском проспекте в 1912 г., на фасаде дома №23.

Советский период
Городом массового изготовления световых вывесок стал Ленинград, в котором был открыт комбинат «Газосвет» – производитель-монополист. Предприятие напрямую взаимодействовало с горисполкомом, главной задачей которого была унификация и стандартизация наружной рекламы.
Поэтому в советское время вывески были однообразные и скучные. Допускались только прямые строгие шрифты, особенно это касалось объектов стратегического значения (сберкассы, заводы, вокзалы и фабрики), а также зданий райисполкомов. Вывески с политическими лозунгами («Народ и партия едины», «Вперед к коммунизму» и т.д.) размещались на крышах новостроек. Как правило, им тоже был присущ официальный стиль; для изготовления использовали световые и несветовые объемные буквы.

Предприятиям, которые организовывали быт и досуг советских граждан, была предоставлена свобода творчества. На зданиях домов культуры, ресторанов, магазинов, универмагов и кинотеатров размещали вывески с рукописными шрифтами. Во-первых, подобная реклама располагала советского человека к месту, где красовались вывески, например Кинотеатр «Современник», «Театр Комедии» и так далее. Во-вторых, благодаря прописным шрифтам СССР планировал полностью реализовать план по изготовлению газосветных вывесок.

К 1980 году газосветная наружная реклама заполонила Ленинград, полностью изменив облик города. Вывески того времени в основном имели информационный характер: парикмахерская, гастроном, магазин, фотоателье. Но, невзирая на стандартизацию, советскую наружную рекламу старались разнообразить с помощью художественных шрифтов, силуэтов товаров и подсветки.

90-ые годы
Несмотря на то, что изготовлением вывесок занимались давно, датой начала формирования современного рынка наружной рекламы принято считать начало 90-х годов ХХ века. Его стремительному развитию способствовал бурный поток материалов, хлынувших в Россию и заменивших популярные тогда в рекламе краски и фанеру.

В 90-ые годы произошел «неоновый бум», что стало причиной массового изготовления наружных конструкций с открытой неоновой подсветкой (у букв отсутствовала лицевая панель). Процедура согласования носила неупорядоченный характер, поэтому город пестрил дешевыми баннерами, щитами и крупногабаритными световыми коробами. Петербург 90-х – город, с ног до головы завешанный вывесками рекламного характера.

Наши дни
Технологический прогресс принес в наружную рекламу новые методы оформления. Сегодня улицы современного Петербурга украшают рекламные и информационные вывески с различными видами подсветки. Однако сохранение архитектурной композиции Санкт-Петербурга требует того, чтобы вывески органично вписывались в облик города. Поэтому перед размещением фасадной вывески необходимо пройти процедуру согласования.