НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КАК СОХРАНИТЬ БАЛАНС МЕЖДУ АРХИТЕКТУРНЫМИ ФОРМАМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ БИЗНЕСА?
Наружная реклама показывает уровень развития современных городов. Туристы, приезжающие в Нью-Йорк, в первую очередь стремятся попасть и сфотографироваться на фоне красочных пятен световой рекламы на Таймс-Сквер, нежели взглянуть на знаменитую Статую Свободы. Там, за океаном, для размещения рекламных конструкций воздвигают новые здания. Наружная реклама в Нью-Йорке скорее формирует архитектурный облик города, нежели подчиняется ему. В Петербурге сложились другие традиции. Сегодня на производителях наружной рекламы лежит ответственность за сохранение архитектурного ансамбля северной столицы. Но даже исторический город не может остаться вне современности. Поэтому, так или иначе, информационные и рекламные конструкции появляются на фасадах исторических зданий. Попробуем разобраться, как борются за сохранение архитектурного наследия в исторических городах мира.
Париж, Франция
Более строгого контроля над наружной рекламой, чем в Париже, не найти. Законы и организации, которые регулируют ее размещение, представлены ниже.
Законы запрещают рекламу, размером более 8 кв. м.:
в исторических кварталах Парижа;
на зданиях, которые являются памятниками культуры;
в лесистых районах;
·в зеленых зонах
Поскольку все вышеперечисленные места занимают в Париже большую площадь, становится понятно, что места для размещения наружной рекламы остается немного. На стенах образовательных учреждений и вовсе запрещены рекламные конструкции, на набережных Сены разрешены только рекламные тумбы. В Париже множество торговых центров, ресторанов, кафе, которые не могут существовать без наружного оформления. Но главным достоинством Парижских вывесок является эстетичность и художественность, поэтому они идеально вписываются в общую архитектуру города. Даже знаменитая сеть универмагов Galeries Lafayette, занимающая несколько кварталов в самом центре французской столицы, имеет довольно скромную вывеску. На исторических зданиях вывески не должны быть слишком длинными, слишком крупными, слишком яркими, слишком объемными. Установить любую фасадную конструкцию ядовитого желтого цвета просто не удастся. Поэтому парижские магазины, кафе и рестораны привлекают посетителей по-другому. Очень часто вместо вывески можно встретить скромное граффити на стене. Несмотря на столь экономичное и скромное решение, подобное оформление фасада выглядит предельно аккуратно и не нарушает архитектуру здания. При строгих ограничениях на размещение наружной рекламы, стали популярны вывески на маркизах и тентах, которые зачастую видны лучше, чем вывески на фасаде здания. Оформление витрин в Париже стало настоящим искусством. Прогуливаясь по улицам можно увидеть караваи и пирожные, морепродукты и трюфели. Также вывешиваются объявления о сезонных распродажах, скидках, появлении новых товаров, но всё выполнено эстетично и подчиняется законам парижского вкуса.
Визитная карточка парижского метро – входные вывески в стиле ар-нуво, которые являются культурным достоянием. В центре города они выполнены из шаблонных металлических элементов, что значительно облегчает их изготовление и монтаж.
Прага, Чехия
Смешение разных исторических стилей в пражской архитектуре свидетельствует о богатой истории города. В 1992 г. исторический центр Праги был включен в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В столице много театров, музеев, художественных галерей, кафе, ресторанов и других заведений, которые не могут существовать без названия, а, следовательно, без вывески. Причем наружной рекламы в городе много, но она настолько пропитана национальным колоритом, что полностью вписывается в архитектуру зданий и становится ее украшением. К примеру, для размещения наружной рекламы в Праге используются ставни. Обычно на них располагается информация об услугах, реже – название заведения.
Многие туристы приезжают в Чехию не только лицезреть памятники архитектуры, но и отведать знаменитое чешское пиво. В Праге вы не увидите безвкусной, огромной световой вывески с названием напитка. Наружная реклама выполнена в форме стилизованных табличек, кованых вывесок и скромных надписей на фасаде. Стилизованное оформление делает подобные заведения привлекательными для посетителей.
Вывески в Праге изготовлены безукоризненно. И то, что облик исторической части города, который формировался тысячелетиями, не обезображен разномастной наружной рекламой говорит о том, что и производители, и представители государственной власти, и предприниматели едины в стремлении сохранить культурное и историческое наследие Праги.
Зальцбург, Австрия
Зальцбург известен на весь мир своей уникальной архитектурой. Дворцы, резиденции, соборы, замки, крепости, церкви и театры – сохранение всего старинного великолепия города является главной задачей властей. Поэтому закон бургомистра Зальцбурга гласит – никаких современных вывесок. Австрийская наружная реклама имеет свои особенности. Главная черта зальцбургской наружности – это обилие панелей-кронштейнов. Особенно много их на самой старинной улице города – Гетрайдегассе. Она славится средневековыми домами, в которых сегодня находятся ресторанные заведения и модные бутики. И современным брендам приходится подчиняться законам. Даже знаменитый McDonalds полностью видоизменился и «приодел» свой логотип в кованые железные цветы с лепестками. Вторая тенденция, присущая Зальцбургу, — это обилие вывесок, изготовленных из металла. Это продиктовано архитектурными особенностями города, поскольку металл гораздо больше подходит для оформления фасадов старинных зданий, нежели современные материалы. Третий аспект — в Зальцбурге доминируют вывески без подложки, металлические буквы крепятся прямо к стене. Фасады зданий в городе выглядят отлично, поэтому такие конструкции смотрятся весьма привлекательно. К тому же, очень часто подложку используют в качестве конструкции, скрывающей электрическую «начинку» при внутренней подсветке вывески. Световые вывески в Зальцбурге встречаются редко.
Львов, Украина
Львов для иностранных туристов интересен разнообразной архитектурой и давней историей. Исторический центр города входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что является предметом гордости не только для львовян, но и для всех граждан Украины. Размещение наружной рекламы в городе регулирует Закон Украины «О рекламе». Исполнительный комитет Львовского городского совета в июле 2011 г. принял решение «Об утверждении порядка установления вывесок во Львове». В документе детально прописаны все процедуры монтажа фасадных конструкций. Существует ряд предложений по внешнему виду вывесок. К документу приобщены иллюстративные материалы, которые в дальнейшем планируется издать отдельной брошюрой и направлять предпринимателям и производителям наружной рекламы. Также в документе прописаны материалы, из которых поощряется изготовление вывесок. Среди них: керамика, металл, камень, стекло, ценные породы дерева, смальта. Шрифт, стилистика, материал, цвет и форма должны гармонично сочетаться с элементами фасада, на которых они размещаются. В связи с этим в 2011 г. на смену крупногабаритным конструкциям во Львове пришли эстетически привлекательные и скромные вывески, которые не портят старинную архитектуру зданий. В центре города произведена масштабная инвентаризация вывесок, после чего предприниматели стали менять фасадные конструкции и подавать проекты на согласование наружной рекламы с властями. 2292 проекта вывесок было представлено на рассмотрение в 2011 г. и только 1130 проектов удалось согласовать. Сегодня исторический центр Львова – это изобилие ковки, лепки, деревянных элементов, сочетание тонкого вкуса, скромности и оригинальных форм.
Санкт-Петербург, Россия
Ежегодно Санкт-Петербург посещает около 3,5 млн. туристов, которых привлекает культурно-историческое богатство города. Поэтому так важно сохранить архитектурное наследие, которое формирует мировой имидж Петербурга. Борьба с крупными кричащими вывесками в историческом центре города началась давно. Однако, если сегодня посмотреть на перспективу Невского проспекта, становится грустно от того, что многие фасады испорчены безвкусными и броскими вывесками. Кто в этом виноват? Власти, предприниматели или производители наружной рекламы? И почему в Европе сумели сохранить баланс между архитектурными формами и потребностями современного бизнеса? Мы подготовили несколько советов для тех, кто хочет заказать вывеску:
1. Когда возникает необходимость изготовить вывеску, сотрудничайте именно с производственными компаниями. Дело в том, что дизайнеры, занимающиеся разработкой макета, имеют представление о том, каким образом их картинки будут адаптироваться к производству конкретных конструкций.
2. Производители наружной рекламы знают главные пожелания заказчика: «Нужна вывеска! Быстро, дешево и чтоб было видно!» По-поводу «быстро»… Грамотно проработанный дизайн и изготовление вывески требует времени. «Дешево»… Как известно, скупой платит дважды. Мы понимаем, что использование дорогостоящих материалов недоступно для среднестатистического предпринимателя и не призываем владельцев продуктовых магазинов заказывать дорогостоящую конструкцию. Но если грамотно отнестись к данному вопросу, можно сочетать эстетическую привлекательность, заметность и, что немаловажно, вписаться в умеренный бюджет.
3. Вывеска компании, которая испортила фасад исторического здания, вряд ли поспособствует привлечению новых клиентов. Давно пора отходить от наследия сумбурных 90-х, когда улицы Петербурга были увешаны дешевыми рекламными щитами. Нужно, чтобы вывеска и архитектура здания работали в тандеме. Только так можно навести лоск и порядок в городе.